Акне

Вся полезная информация об акне в нашей статье.

Акне- хроническое воспалительное заболевание кожи, имеющее несколько причин возникновения и сложный механизм развития.

Причины появления акне на лице

1. Увеличение продукции кожного сала. Сальная железа напоминает мешочек, в котором образуется большое количество кожного сала. Большую роль играет размер самой сальной железы, который заложен генетически. Секрет, который вырабатывается сальной железой, часто вязкий, с трудом выходит на поверхность кожи и закупоривается в выводном протоке сальной железы.
  2. Избыточный фолликулярный гиперкератоз (утолщение стенок выходного протока сальной железы, что затрудняет отток кожного сала).
  3. Размножение Propionibacterium acne (1 и 2 пункт создаёт «теплицу» для размножения бактерии и возникает воспаление).
  4. Воспаление (клинически мы видим те самые акне).

Другими основными факторами, увеличивающими вероятность развития данного воспалительного заболевания кожи, служат:

• наследственная предрасположенность;
  • гормональные нарушения или физиологические изменения (например, во время полового созревания);
  • заражение демодекозом;
  • нарушения работы ЖКТ;
  • сильные стрессы, приводящие к усилению выработки гормонов;
  • воспаление кожи вследствие травматических повреждений;
  • систематический неправильный уход за лицом;
  • использование некачественной косметики;
  • усиленная активность сальных желез;
  • несвоевременное удаление отмерших эпителиальных клеток;
  • длительный прием некоторых лекарств (например, анаболических стероидов или гормональных препаратов).

Классификация акне

Выделяют следующие стадии, или степени тяжести развития заболевания:

1. Комедональные. Акне легкой и средней степени тяжести. Характеризуется наличием небольшого количества высыпаний, представляющих собой закрывшие поры излишки кожного сала и ороговевшей кожи. Могут быть как открытыми (в виде белых точек), так и закрытыми (в виде угрей черного цвета). При этом обычно наблюдается лишь незначительное воспаление окружающих тканей.
  2. Папуло-пустулезные. Узловатые, умеренной и тяжелой степени тяжести, конглобатные. Высыпания имеют синюшный или розоватый оттенок (иногда встречаются и красные), диаметр их составляет не более пяти миллиметров, окружающие ткани воспалены. На ощупь прыщики могут быть как болезненными, так и безболезненными.
  3. Узловатая (средняя). Высыпания носят название узлов и представляют собой болезненные синюшные или розоватые угри большого диаметра, характеризующиеся плотной консистенцией. После них на коже могут остаться пигментные пятна или шрамы. Также на лице имеется много комедонов, папул и пустул.
  4. Наиболее тяжелая. Подразумевает наличие множественных высыпаний всех видов, с преобладанием узловых. Наблюдается сильная болезненность, имеются глубокие воспаления, многочисленные сильно заметные шрамы.

Клиническая картина

Акне локализуется преимущественно на коже лица, верхних конечностей, верхней части груди и спины и проявляются папулами, пустулами и узлами, а также открытыми и закрытыми комедонами.

Комедон – клиническое проявление скопления кожного сала и кератина в волосяном фолликуле. Выделяют закрытые и открытые комедоны.

При открытых и закрытых комедонах показана УЗ чистка, поверхностные пилинги, правильно подобранный нашим дерматологом домашний уход.

Папулезные акне представляют собой воспалительные узелки, имеющие коническую или полушаровидную форму и величину до 2-4 мм в диаметре. Пустулезные акне могут возникать первично или трансформироваться из папулезных угрей. При данной форме показаны химические пилинги, УЗ и атравматичная чистка.

Узловатые акне характеризуются наличием узлов на коже себорейных областей. У больных конглобатными акне, помимо комедонов и папул (пустул) возникают многочисленные крупные узлы локализующиеся преимущественно на спине и задней поверхности шеи, разрешаются с образованием рубцов.

Формы акне

1. Тяжелая форма заболевания характеризуется большой площадью воспаленных высыпаний. Они могут наблюдаться даже в заушных областях и на волосистой части головы. Кроме того, имеется большое количество полостей, заполненных гноем, по мере вскрытия которых на коже остаются рубцы.
  2. Гормональное акне представляет собой высыпания в виде пробок, наполненных излишками кожного сала. По мере развития воспаления образуются микрокомедоны, а затем — комедоны открытого или закрытого типа.
  3. Воспалительное акне может протекать как в легкой, так и в тяжелой форме. При этом в первом случае наблюдаются комедоны с небольшим количеством гнойничков, а во втором высыпаниям сопутствует пустулизация тканей.
  4. Кистозное акне представляет собой высыпания в виде заполненных жидкостью розово-синих кист. Нередко эта жидкость содержит гной. При нажатии возникают болезненные ощущения. Такие высыпания, как правило, легко выдавливаются, однако при этом нередко остаются рубцы на коже. Данная форма заболевания имеет хроническое течение.
  5. Глубокое акне характеризуется наличием узловатых высыпаний и относится к осложненным формам заболевания. Оно поражает большие участки лица или тела и распространяется на нижележащие ткани.

Акне у подростков

Проблема впервые возникает у девушек в 12-14 лет, у юношей, как правило, несколько позже — в 14-15 лет. Ее развитие связано с активизацией половых гормонов. Чаще всего у подростков высыпания появляются на носу, лбу, подбородке, а также на спине и груди. Для уменьшения их количества рекомендуется регулярное очищение проблемных зон, применение противоугревых средств, а также нормализация питания. В норме данное явление проходит по мере взросления.

Диагностика

Для постановки диагноза дополнительных лабораторных исследований не показано. В 3% случаев гормональный статус: эстрадиол, пролактин, общий тестостерон, дегидротестостерон, глобулин, связывающий половые гормоны.

Гормоны щитовидной железы: ТТГ, Т4 свободный, антитела к тиреопероксидазе и тиреоглобулину.

Лечение акне

Тактика лечения акне выбирается специалистом после обследования пациента. Хороший эффект дают такие косметологические процедуры, как мезотерапия и озонотерапия.

Также рекомендуется регулярное проведение пилингов или механических чисток лица. Эти процедуры следует доверять только специалистам.

Фототерапия, проводимая на аппарате Fotona, позволяет купировать острый воспалительный процесс, а также лечить осложнения, проявляющиеся в виде рубцов. Рубцы постакне прекрасно уходят лазерными шлифовками на аппарате Deka. Сочетание PRP терапии и биоревитализации даёт стойкую ремиссию.

Кроме того, в зависимости от результатов анализов, пациенту может быть рекомендовано гормональное лечение или соблюдение диеты, а также наблюдение у эндокринолога.

Только комплексный подход поможет привести к устранению заболевания на длительный срок.

Подробнее о процедурах